Редактор Business Insider: Почему эпоха Google подходит к концу

Знаменитый редактор издания Business Insider Мэтт Розофф написал интересный материал, касаемо того, что господство поискового гиганта Google подходит к концу.



Компания Google умудряется ежеквартально зарабатывать по $3 млрд, а ее прибыль растет со скоростью 20% в год. Она по-прежнему доминирует на рынке поиска и владеет самой популярной мобильной ОС в мире. Но есть множество факторов, которые свидетельствуют о том, что в данный момент Google достигла своего пика и постепенно начинает сдавать позиции.


Зависимость от поисковой рекламы


Реклама в поисковой выдаче до сих пор остаётся одним из основных источников дохода для Google. В третьем квартале 2014 года компания получила $11,3 млрд благодаря рекламе на собственных сервисах, большая часть от этого пришла именно от поисковой системы. Другие сервисы генерируют относительно меньший доход — к примеру, YouTube приносит Google около $300 млн каждый квартал.


Доля поискового рынка почти перестала расти


 


Google до сих пор владеет львиной долей поискового трафика: более 80% в мире и 75% в США. Но ситуация меняется: браузер Firefox отказался от сотрудничества с Google в пользу Yahoo (и «Яндекса» в случае с российскими пользователями), Facebook запускает собственную систему поиска внутри сети, Apple также может сменить Google на Bing для своих продуктов, новые пользователи интернета из развивающихся стран всё чаще предпочитают местные альтернативы — в Китае, например, это Baidu.


Пользователи ищут информацию о продуктах в других местах



Джефф Безос, основатель Amazon


Одни из самых важных поисковых запросов для Google — коммерческие, именно в таком случае пользователи больше нажимают на рекламные объявления. Конкуренты не дремлют и здесь: количество поисковых запросов на Amazon увеличилось на 75% за последний год, мобильные пользователи привыкают использовать для поиска специализированные приложения (к примеру, Yelp), кроме того, друзья в социальных сетях становятся не менее надёжным источником информации о различных продуктах, чем поиск.


Рекламодатели стали платить меньше


 


Даже несмотря на снижение темпов роста поискового трафика, у Google есть способы увеличения выручки от рекламодателей: например, повышение релевантности объявлений. Редактор Business Insider отмечает, что вскоре поисковые рекламные объявления Google могут достигнуть точки высочайшей эффективности — рекламодатели будут получать максимальное количество кликов за свои деньги, в связи с чем стоимость ключевых слов перестанет расти. В финансовых отчётах Google приводит среднюю стоимость одного клика — на графике видно, что на протяжении последних трёх лет она снижается.


Facebook стал активно конкурировать с YouTube в сфере видео


Автор материала считает, что реклама в YouTube может стать вторым по значимости источником дохода для Google. Facebook, тем временем, предпринимает активные шаги в этой сфере, внедрив автозапускающиеся рекламные ролики в ленту новостей. К концу 2014 года пользователи Facebook уже загружали больше роликов напрямую, чем через YouTube, кроме того, ещё летом видео на Facebook перегнало YouTube по просмотрам на настольных компьютерах.


Android выходит из-под контроля



Google позволяет производителям гаджетов модифицировать Android под свои нужды, однако, в случае с официальной лицензией, требует оставлять внутри собственные сервисы вроде поиска или почты. Android прочно занимает сравнительно бóльшую долю рынка, но около 20% всех устройств поставляются не с официальной версией операционной системы. Именно так поступают производители в Китае и Индии, а также Amazon — в их устройствах нет части либо всех сервисов Google.


В 2014 году количество таких «неофициальных» устройств выросло на 93% (а общее число устройств на Android — на 34%). В ноябре вышла последняя версия Android, которая, тем не менее, сейчас установлена только на 0,1% устройств — многие смартфоны и планшеты просто её не поддерживают.


Google слишком поздно занялась облачными технологиями


В 2014 году Google попыталась привлечь компании к своим облачным сервисам, снизив цены и добавив новые функции ради конкуренции с Amazon. Тем не менее, в этой сфере компания до сих пор отстаёт от Amazon, Microsoft и IBM. Корпоративные услуги составляют менее 10% от общей выручки Google.


Евросоюз оказывает на компанию юридическое давление



Еврокомиссия начала расследование в отношении Google из-за доминирующего положения компании на рынке поисковых систем. Компанию могут заставить отделить поиск от остальных сервисов для обеспечения «более честной конкуренции». В результате расследования Европейский союз может оказать давление на компанию: например, наложить штраф размером до 10% от годовой выручки или попросить раскрыть принцип работы поисковых алгоритмов.


Топ-менеджеры, принимавшие участие в становлении Google, уходят



Редактор Business Insider сравнивает кадровую текучку в Google с Microsoft, также потерявшей несколько ключевых фигур на протяжении последнего десятилетия. Марисса Майер, руководившая созданием главной поисковой страницы Google в первые годы существования компании, покинула её после понижения в должности и заняла пост главы Yahoo, развивая поисковый и мобильный бизнес ИТ-гиганта. Создатель конференции для разработчиков Google I/O и социальной сети Google+ Вик Гундотра ушёл в апреле 2014. В октябре компанию покинул создатель Android Энди Рубин.


Вложения в сверхпрогрессивные технологии могут никогда не окупиться


В компании есть целый отдел Google X, который занимается технологиями будущего — «умными» очками, самоходными автомобилями и даже телепортацией. Такое стремление мыслить масштабно распространяется на всю компанию: появились проект Loon, призванный дать развивающимся странам доступ в интернет при помощи множества воздушных шаров, и проект Fiber, который занимается созданием инфраструктуры сети широкополосного доступа к интернету при помощью оптоволоконной связи.


Автор материала полагает, что, углубившись в работу над этими масштабными идеями, Google позабыла о том, что нужно людям здесь и сейчас — последним созданным компанией сверхпопулярным продуктом был почтовый сервис Gmail, появившийся 10 лет назад, а YouTube и Android не начинались с нуля, а были приобретены.


ilenta.com